Автор: Жаухар АППАЕВА Премьера спектакля «Эдип» по одноименной пьесе кабардинского драматурга Бориса Утижева (перевод Г. Яропольского) с большим успехом прошла на сцене Русского госдрамтеатра им. М. Горького. В основу пьесы лег древнегреческий миф о фиванском царе Эдипе. По злой иронии судьбы он убил родного отца и женился на матери. Спектакль, поставленный замечательным режиссером Султаном Теуважевым, вызывает и живые, современные ассоциации, касающиеся взаимоотношений отцов и детей и весьма актуальной проблемы отсутствия на свете справедливости. Потому зритель, смотрящий постановку, не только познает прошлое, но одновременно погружается в мир собственных эмоций и переживаний. Этому в значительной степени способствуют и художественные особенности спектакля с точными нравственными критериями, с тонким пониманием сути вечных человеческих ценностей. Действие на сцене сначала развивается несколько в замедленном темпе, в спокойном ритме, с акцентом на психологическое решение образов героев и лишь к концу обретает стремительность. Начинается спектакль с культового обряда, обращенного к Зевсу, на фоне заунывной, предвещающей трагедию музыки (композитор А. Казанов). Верховная жрица (артистка Зарема Волгасова) заклинает богов раскрыть причину мора, который был наслан ими на жителей Фив. Ответ богов гласит: виной всему убийца царя Лая, предшественника Эдипа на троне, первого мужа царицы Эпикасты. Только предав смерти убийцу, люди получат избавление от своих бед. Стремясь спасти свой народ от напастей, Эдип (артист Анатолий Татаров) с присущей ему энергией и честностью незамедлительно берется за поиски убийцы. Во время первого выхода на сцену Эдипа-Татарова мы видим глубоко озабоченного, но уверенного в себе человека, полного решимости спасти свой народ. Срочно созываются на площадь фиванцы, чтобы начать поиски виновника всех бедствий. Раскрыть правду способен лишь прорицатель Тересий (артист Олег Гусейнов), но тот долго не решается назвать имя убийцы, заранее зная, что это получит нежелательный резонанс. И только страх потерять внучку вынуждает Тересия назвать имя убийцы царя - Эдипа. Услышав свое имя, царь растерялся (этот момент был прекрасно сыгран А. Татаровым), но не поверил в обвинение и потребовал доказательств. Кажущиеся на первый взгляд абсурдными обвинения постепенно находят свое подтверждение в реальных фактах. Роковая предопределенность, как будто случайная цепь событий делает ни о чем не подозревающего Эдипа преступником: отцеубийцей и замешанным в кровосмешении. Он вынужден принять на себя грехи своих предков, прежде всего своего отца Лая, вполне осознанно из-за престола убившего своего отца и детей. Лишь по таинственным законам рока в живых остался младенец Эдип, чтобы потом принять на себя расплату за собственные и отцовские грехи. Шаг за шагом, с появлением все новых и новых обстоятельств, Эдип убеждается в том, что стал невольной жертвой возмездия. Нет теперь у Эдипа-Татарова прежней решимости, он постепенно сникает, а в конце окончательно раздавленный грузом собственных невольных преступлений, он медленно опустился на землю и застыл в позе поверженного, уничтоженного морально человека. Эдип-Татаров ужасен в трагической безысходности. Мизансцены, выстроенные режиссером С. Теуважевым, безупречны. Точно уловлена диалектика чувств Эдипа под ударами судьбы, неожиданными разоблачениями. По мере появления новых неопровержимых доказательств, напряжение трагического действия все возрастает. Другой персонаж трагедии Креон (артист Валерий Балкизов) спешит воспользоваться удобной ситуацией. Долго моливший богов о троне, он предпринимает все усилия для захвата власти. Блестяще справилась со своей ролью Эпикасты актриса Марина Бурмако. Она сумела очень тонко передать развитие характера своей героини. Сильная духом и одновременно обаятельная, женственная, Эпикаста-Бурмако беспредельно предана своему мужу Эдипу. Одетая в греческую тунику, она величественна, царственна, горделива. Ее жесты, пластика движений выразительны. Вначале ее слова удивительно спокойны, взвешены, эмоционально наполнены. Но вот пришла беда, и ее речь нагнетается до трагического накала. Известие о том, что ее любимый муж - это ее сын, окончательно сломило ее. Не выдержав обрушившихся на нее несчастий, она покончила с собой. Все эти метаморфозы, произошедшие с ее героиней, М.Бурмако сыграла безупречно, добавляя все новые и новые краски к раскрытию внутреннего мира Эпикасты. Трагедия не заканчивается гибелью главных героев. Гибнет от удара молнией Зевса-громовержца провидец Тересий, вовсе не желавший разоблачить Эдипа. Смерть он принял из-за того, что обвинил богов в отсутствии в мире порядка и справедливости, отчего и происходят все беды человечества. Погублены богами и другие персонажи трагедии. Финал спектакля вряд ли можно назвать оптимистичным, то есть, что порок наказан и добродетель восторжествовала. И в отличие от зрителей античного театра, сегодняшний зритель вряд ли оправдает деяния богов, наказывающих не худших, не тех, кто служит первоисточником греха, а лишь косвенных виновников. Именно эту мысль удалось довести до зрительного зала режиссеру и актерам, сыгравшим в «Эдипе». Огромную роль в создании цельного, законченного спектакля сыграла ансамблевость игры актеров. Сильное воздействие на зрителей оказывают также сценическое оформление, выполненное художником-постановщиком Эльвирой Бородиной, костюмы, подчеркивающие величие, монументальность образов античных героев, в исполнении Марины Алимовой, пластика движений актеров, разработанная Юрием Кузнецовым. Не только эстетическое, но и эмоциональное воздействие оказывают на зрителя и прекрасные образцы ювелирного и декоративно-прикладного искусства, сделанные руками самого драматурга Бориса Утижева, обладавшего также даром художника. Все это вкупе позволило сделать спектакль зрелищным, эффектным и запоминающимся. |
Источник статьи: http://www.good-article.ru |
среда, 19 января 2011 г.
Все беды человечества - от несправедливости
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий