Автор: Mike Грампластинка берёт своё начало с фонотеки — запасника звукозаписей, где ярусы секций уставлены катушками с магнитной лентой. С этой ленты фонограмма переносится на лаковый диск с помощью специального резца рекордера, вырезающим звуковую дорожку. Происходит преобразование электрических сигналов магнитной ленты в механические колебания резца. При этом лаковый диск совершает обороты с постоянной скоростью. Резец же, вырезая канавки, движется в от края к центру. Лаковый диск представляет собой прецизионное изделие. Основой (подложкой) служит тонкий алюминиевый лист. На подложку (основу) нанесёно с обеих сторон специальное лаковое покрытие толщиной около 0,2 мм. В процессе лаконанесения исключается возможность попадания сторонних включений размером более 1 микрона. Нанесение лака происходит в стерильном помещении, в которое воздух попадает через сложную систему удаления пыли. К лаку также предъявляют строгие требования по очистке, покрытию и последующей сушке. Рекордер - это высокоточный электромеханический станок, осуществляющий запись на лаковый диск. В помещении, где он находится, также поддерживается стерильная чистота. Для исключения паразитных вибраций, которые могут исказить запись, рекордер смонтирован на массивном основании, и не имеет связей с самим зданием. Магнитная лента, проходя через катушки рекордера, возбуждает в них электрический ток. Сердечники катушек колеблются вместе с резцом, нарезая, таким образом, канавки. Образующаяся в процессе стружка удаляется вакуумным отсосом, расположенного рядом с резцом. Резец представляет собой микроскопический режущий инструмент сложной геометрической формы. На резец намотана тончайшая проволока. Электрический ток, проходя по ней, вызывает нагрев резца до 200-300°С. Горячий резец размягчает слой лака, и образующаяся канавка имеет более гладкие стенки, что приводит к уменьшению уровня собственных шумов. Сапфир — основной материал, используемый для изготовлении резцов. Реже применяется алмаз, в основном из-за дороговизны. За правильностью нарезания дорожки наблюдает оператор. По-началу приходилось пользоваться микроскопом, что очень утомляло зрение. Но в дальнейшем режущую головку оснастили крохотной телекамерой, что дало возможность контролировать за процессом, глядя на экран. Полученная таким образом запись на лаковом диске ничем не отличается по своим характеристикам и параметрам от магнитной фонограммы. Готовый лаковый диск используют для получения никелевых оригиналов методом гальванопластики. Этот электрохимический метод позволяет делать точные копии микрорельефа звуковых дорожек. С первого оригинала делают матрицу, с которой можно прессовать грампластинки. Одна матрица рассчитана на получение нескольких сотен копий. При большом заказе необходимо изготовить дополнительные матрицы. Лаковый диск для этого не используется. Для получения второго оригинала, в ёмкость с электролитом погружают первый оригинал. Как только он получен, его проверяют на слух, поместив в специальный проигрыватель. При обнаружении дефектов, что иногда бывает, студия записывает новый лаковый диск. Но в большинстве случаев за работу берётся заводской ювелир-гравёр, который с помощью своих инструментов и приёмов устраняет дефекты, коверкающие звук. Когда дефекты устранены, занимаются изготовлением матриц. Процесс повторяется — в ванну с электролитом помещают отреставрированный диск, получают третий оригинал. Если предполагается массовый тираж грампластинок, с третьего оригинала получают четвёртый. Его отправляют на завод грампластинок, где с помощью той же гальванопластики, изготавливают необходимое количество матриц, в зависимости от тиража виниловых пластинок. |
Источник статьи: http://www.good-article.ru |
вторник, 18 января 2011 г.
Как в СССР делали грампластинки
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий